г. Москва, Варшавское шоссе,
д. 33, 7-ой этаж, офис 3
8 (499) 394-38-99
Режим работы:
Пн-пт с 9.00 - 18.00 в субботу по предварительной записи
settings_phone Обратный звонок

"Однодневка", покажи личико...

16.01.2018 Просмотров: 30 Комментариев: 0

Уже скоро появятся новые сервисы для проявления должной осмотрительности (Приказ ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7-14/5822).

 

Сегодня при проведении проверок налоговые органы часто упрекают налогоплательщиков в том, что они не проверили, обладает ли их контрагент необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для выполнения заключенного договора. Однако фактически законная возможность проверки данных обстоятельств у предпринимателей отсутствует.

 

Проблема недобросовестности контрагентов занимает одно из лидирующих мест в рейтинге аспектов, принимаемых во внимание налоговыми органами при администрировании налогообложения. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что в последнее время участились случаи, когда налоговые службы привлекают предпринимателей к ответственности, выявляя у них договоры с так называемыми фирмами-однодневками. Для того, чтобы не столкнуться с претензиями налоговых органов о необоснованности получения налоговой выгоды, налогоплательщикам следует всегда придерживаться определенных правил при выборе контрагента.

 

Во-первых, необходимо собрать значительный объем информации о контрагенте. Основной способ ее получения – сделать запрос копий документов, подтверждающих правоспособность деятельности компании, у самого партнера. К ним можно отнести и свидетельство о регистрации юрлица, о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ и учредительные документы. Согласно результатам опроса, который проходил среди более ста компаний, 97% из них пользуются информацией, полученной непосредственно от контрагентов.

 

Вместе с тем стоит сказать, что, по мнению налоговой службы, наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Однако, как показывает судебная практика, при заключении сделки налогоплательщик должен не только затребовать учредительные документы контрагента и убедиться в наличии статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лица, действующего от имени данного юридического лица, а также о наличии у него соответствующих полномочий.

 

Исходя из этого, следующим обязательным действием, направленным на качественную проверку добросовестности партнера, будет организация личных встреч с руководством компании-контрагента до подписания договора. При этом переговоры с партнером также необходимо фиксировать. Так, документами, подтверждающими должную осмотрительность и осторожность налогоплательщика при выборе контрагента, могут являться копии паспортов представителей компании, протоколы встреч, фотографии с партнерами, журнал посещения компании.

 

Согласно статистике, 33% респондентов собранную информацию о партнере оценивают в дальнейшем в соответствии с утвержденной в компании модели принятия решения о выборе контрагента. Во многих крупных компаниях утверждены регламенты, меморандумы, инструкции и прочие локальные акты, в которых подробно прописаны действия по проверке добросовестности, в том числе перечень необходимых для запроса у контрагентов документов. Так, после сбора документов они оценивают их по собственной бальной системе и принимают для себя решение – можно ли с этим контрагентом вступать в гражданские правоотношения, заключать сделку.

 

В целях качественной проверки контрагента необходимо осуществление мониторинга финансового состояния контрагента, его репутационных рисков и рынка соответствующих товаров (работ, услуг) не только при заключении договора, но и на протяжении его срока действия.

Еще в июле 2017 г. бизнес ждал запуска налоговым органом сервиса по проверке контрагентов. Но ведомство перенесло старт его работы на 1 июня 2018 г.

 

С 1 июня 2018 г. на сайте налоговой службы должны появиться дополнительные данные о компаниях. Среди них информация:

- о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;

- налоговых правонарушениях и ответственности за них;

- специальных налоговых режимах;

- участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

- среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухотчетности.

 

Начало работы данного сервиса может иметь два последствия. С одной стороны, бизнесу будет проще проверять своих контрагентов — это положительно скажется не только на отношениях с налоговой, но и на снижении риска неисполнения обязательств по договору второй стороной. С другой стороны, открытие сведений о численности персонала и размерах уплачиваемых налогов может сыграть дурную шутку с малым бизнесом. С такими предприятиями, часто состоящими из одного-двух человек, серьезный бизнес просто не захочет работать, опасаясь обвинений в том, что они не проверили наличие у контрагента необходимых материальных и трудовых ресурсов.

Комментарии (0)